Профориентационная работа школы

Минераловодский район, 

х. Садовый, ул. Мира 1 А

email: sadovcoh15@yandex.ru

тел/факс 8-(87922)-4-15-32

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

х. Садовый Минераловодского района

 

Профориентационная работа школы

 

 

 

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

   Межведомственный региональный план мероприятий по профориентационной работе на 2021-2023 годы, проводимой в Ставропольском крае для обучающихся, их родителей (законных представителей) и других заинтересованных лиц

Отчет по реализации межведомственного регионального плана мероприятий по профориентационной работе на 2021-2023 годы, проводимой в Ставропольском крае для обучающихся, их родителей (законных представителей) и других заинтересованных лиц (январь 2022 г)

Отчет по реализации межведомственного регионального плана мероприятий по профориентационной работе на 2021-2023 годы, проводимой в Ставропольском крае для обучающихся, их родителей (законных представителей) и других заинтересованных лиц (март 2022 г)

 1 апреля 2023 года состоялся Открытый урок по профориентационной работе "День с предпринимателем".  Предприниматели поделились своим опытом масштабирования бизнеса, рассказали о возможностях и перспективах кондитерской отрасли (ссылка на урок https://vk.com/wall-122030715_36029)

   

 

 

ПЛАН

работы по профориентации МКОУ СОШ №15 х. Садовый

на 2022-2023 учебный год.

Цели профориентационной работы:

- Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

 

Задачи:

- Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности;

- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

- Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

 

Направления деятельности профориентационной работы: 
1. Организационно-методическая работа:

·         деятельность координаторов по профориентационной работе с обучающимися;

·         методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

2. Работа с обучающимися:

·         комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

·         консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;

·         организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия);

·         встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.

3. Работа с родителями:

·         проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

·         лектории;

·         индивидуальные беседы;

·         анкетирование;

·         организация и проведение профориентационной работы;

·         руководство организациями дополнительного образования, общественными ученическими организациями;

·         помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;

·         участие в работе родительских комитетовСовета школы и других общественных формирований школы.

 

 

Содержание профориентационной работы:

Классы

Содержание работы

1-4

Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе.

Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в т. ч. социальную, трудовую, игровую, исследовательскую

5-7

Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях.

Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре

8-9

Уточнение образовательного запроса в ходе курса по выбору «Путь к профессии».

Групповое и индивидуальное консультирование с целью формирования адекватного решения о выборе профиля обучения.

Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся

 

План профориентационной работы школы на 2022-2023 год:

 

Содержание деятельности

Дата

Ответственный

Нормативно-правовое обеспечение мероприятий,

направленных на организацию профессиональной  ориентации обучающихся

1

Издание приказов:

• о плане работы по профориентации на учебный год;

• назначении координатора (ответственного)по профориентационной работе;

• утверждении положения о профориентационной работе в школе;

сентябрь

 

 

 

 

Директор школы

2

Разработка и утверждение комплекса мер, планов работы, графиков, в т. ч. социально-психологического сопровождения обучающихся, методической работы с педагогическими работниками и др., направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда

сентябрь

 

Директор школы, заместитель директора по ВР

3

Разработка плана совместной работы школы по профориентации с заинтересованными организациями и учреждениями (Центр занятости населения)

сентябрь-октябрь

 

Директор школы, заместитель директора по ВР

4

Включение в учебный план школы  курса по выбору «Путь к профессии»

 (возможно изменение темы курса)

Заместитель директора по ВР

5

Подготовка плана профориентационной работы с обучающимися и их родителями на учебный год

сентябрь

 

Заместитель директора по ВР

8

Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в школьной библиотеке выставки книг «Человек и профессия»

В течение года

Школьный библиотекарь

Организационная работа в школе

1

Оформление и обновление стенда «Профессии и человек».

 

В течение года

Заместитель директора по ВР, школьный библиотекарь

2

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации

В течение года

Заместитель директора по ВР, психолог

3

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Работа с педагогическими кадрами

1

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.

Октябрь-ноябрь

Зам. директора по ВР, психолог

2

Совещание при директоре по вопросам:

• анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11-х классов

Сентябрь

Зам. директора по ВР

3

Организовать для педагогов и классных руководителей методические семинары и групповые консультации по теме «Теория и практика профориентационной работы»

С октября

Зам. директора по ВР, психолог

4

Проведение заседаний методических советов и объединений педагогов с обсуждением вопросов

методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения по темам:

- «Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии»;

- «Система образования в России»;

- «Система профориентационной работы в районе и в школе»;

- «Методика профориентационной работы в различных возрастных группах»;

- «Психологическая и социальная обусловленность выбора 9-классниками профессии»;

- «Методические основы профориентации во внеклассной работе»;

- «Работа с учащимися в группах по интересам»;

- «Методы исследований психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации»;

- «Методы работы с родителями о выборе профессии их детьми»;

- «Профориентация в процессе изучения основ наук».

С октября

Зам. директора по ВР, психолог

5

Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника:

- «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»;

- «Изучение склонностей и интересов»;

- «Анализ готовности учащихся к выбору профессии»;

- «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся».

С октября

Психолог

6

Отчет учителей-предметников, классных руководителей, руководителей организаций дополнительного образования о проделанной работе.

Конец полугодия

Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков

7

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

С октября

Зам. директора по ВР и по УВР, психолог

8

Организовать помощь в разработке классных часов в данном направлении

С октября

Зам. директора по ВР

9

Скоординировать деятельность учителей, психолога и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися.

С октября

Зам. директора по ВР

Работа с родителями

1

Родительское собрание «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей».

Ноябрь

Зам. директора по ВР, психолог

2

Индивидуальные консультации родителей по вопросу выбора учащимися их будущих профессий.

В течение года

Зам. директора по ВР и по УВР, психолог

3

Организовать встречи учащихся с их родителями –

представителями различных профессий.

В течение года

Зам. директора по ВР и по УВР

4

Подготовка рекомендаций родителям по проблемам

профориентации.

В течение года

Зам. директора по ВР и по УВР, психолог

5

Организовать для родителей встречи со специалистами Центра занятости населения. Встреча учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений за «круглым столом». Тема беседы – «Выбираем свой путь»

Директор школы, зам. директора по ВР и по УВР

Работа с учащимися

1

Предпрофильная подготовка по программе курсов по выбору («Путь к профессии» и др.).

Зам. директора по ВР, учителя

2

Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления их профнаправленности

С октября

Психолог

3

Выявление методом опроса проблем учащихся в плане профориентации

С октября

Психолог

4

Классные часы (согласно возрастным особенностям) («Есть такая профессия – Родину защищать», «Гордое имя “учитель”» и др.)

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители

5

Индивидуальные и групповые консультации учащихся.

С октября

Психолог

6

«Месячники профориентации», конкурсы, конференции, интеллектуальные игры, викторины, беседы, выставки и т.д.

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители, библиотекарь

7

Предметные недели  (по направлениям)

 

Зам. директора по ВР, учителя- предметники

8

Встречи с представителями различных профессий.

В течение года

Зам. директора по ВР

9

Организация экскурсий и встреч со специалистами

«Центра занятости»

В течение года

Зам. директора по ВР

10

Обеспечение участия 9-классников в днях открытых дверей в учебных заведениях

 

Зам. директора по ВР

11

Обеспечение участия учащихся в работе районной

ярмарки вакансий учебных заведений

 

Зам. директора по ВР

12

Диагностика выявления интересов уч-ся.

С октября

Психолог

13

Обеспечение участия уч-ся в работе ученических

трудовых бригад, работа на пришкольном участке:

- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;

- знакомство со строительными профессиями;

- пришкольный лагерь отдыха, детская площадка;

- лагерь труда

В течение года

Зам. директора по ВР

15

Изучение читательских интересов школьников, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.

В течение года

Школьный библиотекарь

16

Конкурс сочинений «Моя будущая профессия» – 5-8 кл. «Кем я хочу стать» – 1-4 кл.

2 полугодие

Учителя-предметники (учителя начальной школы, учителя русского языка и и литературы)

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения