Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Межведомственный региональный план мероприятий по профориентационной работе на 2021-2023 годы, проводимой в Ставропольском крае для обучающихся, их родителей (законных представителей) и других заинтересованных лиц
Отчет по реализации межведомственного регионального плана мероприятий по профориентационной работе на 2021-2023 годы, проводимой в Ставропольском крае для обучающихся, их родителей (законных представителей) и других заинтересованных лиц (январь 2022 г)
Отчет по реализации межведомственного регионального плана мероприятий по профориентационной работе на 2021-2023 годы, проводимой в Ставропольском крае для обучающихся, их родителей (законных представителей) и других заинтересованных лиц (март 2022 г)
1 апреля 2023 года состоялся Открытый урок по профориентационной работе "День с предпринимателем". Предприниматели поделились своим опытом масштабирования бизнеса, рассказали о возможностях и перспективах кондитерской отрасли (ссылка на урок https://vk.com/wall-122030715_36029)
ПЛАН
работы по профориентации МКОУ СОШ №15 х. Садовый
на 2022-2023 учебный год.
Цели профориентационной работы:
- Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности;
- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.
Направления деятельности профориентационной работы:
1. Организационно-методическая работа:
· деятельность координаторов по профориентационной работе с обучающимися;
· методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
2. Работа с обучающимися:
· комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
· консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;
· организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия);
· встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.
3. Работа с родителями:
· проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
· лектории;
· индивидуальные беседы;
· анкетирование;
· организация и проведение профориентационной работы;
· руководство организациями дополнительного образования, общественными ученическими организациями;
· помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;
· участие в работе родительских комитетов, Совета школы и других общественных формирований школы.
Содержание профориентационной работы:
Классы |
Содержание работы |
1-4 |
Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе.
Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в т. ч. социальную, трудовую, игровую, исследовательскую |
5-7 |
Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях.
Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре |
8-9 |
Уточнение образовательного запроса в ходе курса по выбору «Путь к профессии».
Групповое и индивидуальное консультирование с целью формирования адекватного решения о выборе профиля обучения.
Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся |
План профориентационной работы школы на 2022-2023 год:
|
Содержание деятельности |
Дата |
Ответственный |
Нормативно-правовое обеспечение мероприятий,
направленных на организацию профессиональной ориентации обучающихся |
1 |
Издание приказов:
• о плане работы по профориентации на учебный год;
• назначении координатора (ответственного)по профориентационной работе;
• утверждении положения о профориентационной работе в школе; |
сентябрь
|
Директор школы |
2 |
Разработка и утверждение комплекса мер, планов работы, графиков, в т. ч. социально-психологического сопровождения обучающихся, методической работы с педагогическими работниками и др., направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда |
сентябрь
|
Директор школы, заместитель директора по ВР |
3 |
Разработка плана совместной работы школы по профориентации с заинтересованными организациями и учреждениями (Центр занятости населения) |
сентябрь-октябрь
|
Директор школы, заместитель директора по ВР |
4 |
Включение в учебный план школы курса по выбору «Путь к профессии» |
(возможно изменение темы курса) |
Заместитель директора по ВР |
5 |
Подготовка плана профориентационной работы с обучающимися и их родителями на учебный год |
сентябрь
|
Заместитель директора по ВР |
8 |
Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в школьной библиотеке выставки книг «Человек и профессия» |
В течение года |
Школьный библиотекарь |
Организационная работа в школе |
1 |
Оформление и обновление стенда «Профессии и человек».
|
В течение года |
Заместитель директора по ВР, школьный библиотекарь |
2 |
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации |
В течение года |
Заместитель директора по ВР, психолог |
3 |
Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками |
Сентябрь |
Заместитель директора по ВР |
Работа с педагогическими кадрами |
1 |
Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп. |
Октябрь-ноябрь |
Зам. директора по ВР, психолог |
2 |
Совещание при директоре по вопросам:
• анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11-х классов |
Сентябрь |
Зам. директора по ВР |
3 |
Организовать для педагогов и классных руководителей методические семинары и групповые консультации по теме «Теория и практика профориентационной работы» |
С октября |
Зам. директора по ВР, психолог |
4 |
Проведение заседаний методических советов и объединений педагогов с обсуждением вопросов
методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения по темам:
- «Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии»;
- «Система образования в России»;
- «Система профориентационной работы в районе и в школе»;
- «Методика профориентационной работы в различных возрастных группах»;
- «Психологическая и социальная обусловленность выбора 9-классниками профессии»;
- «Методические основы профориентации во внеклассной работе»;
- «Работа с учащимися в группах по интересам»;
- «Методы исследований психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации»;
- «Методы работы с родителями о выборе профессии их детьми»;
- «Профориентация в процессе изучения основ наук». |
С октября |
Зам. директора по ВР, психолог |
5 |
Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника:
- «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»;
- «Изучение склонностей и интересов»;
- «Анализ готовности учащихся к выбору профессии»;
- «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся». |
С октября |
Психолог |
6 |
Отчет учителей-предметников, классных руководителей, руководителей организаций дополнительного образования о проделанной работе. |
Конец полугодия |
Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков |
7 |
Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе |
С октября |
Зам. директора по ВР и по УВР, психолог |
8 |
Организовать помощь в разработке классных часов в данном направлении |
С октября |
Зам. директора по ВР |
9 |
Скоординировать деятельность учителей, психолога и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися. |
С октября |
Зам. директора по ВР |
Работа с родителями |
1 |
Родительское собрание «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей». |
Ноябрь |
Зам. директора по ВР, психолог |
2 |
Индивидуальные консультации родителей по вопросу выбора учащимися их будущих профессий. |
В течение года |
Зам. директора по ВР и по УВР, психолог |
3 |
Организовать встречи учащихся с их родителями –
представителями различных профессий. |
В течение года |
Зам. директора по ВР и по УВР |
4 |
Подготовка рекомендаций родителям по проблемам
профориентации. |
В течение года |
Зам. директора по ВР и по УВР, психолог |
5 |
Организовать для родителей встречи со специалистами Центра занятости населения. Встреча учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений за «круглым столом». Тема беседы – «Выбираем свой путь» |
|
Директор школы, зам. директора по ВР и по УВР |
Работа с учащимися |
1 |
Предпрофильная подготовка по программе курсов по выбору («Путь к профессии» и др.). |
|
Зам. директора по ВР, учителя |
2 |
Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления их профнаправленности |
С октября |
Психолог |
3 |
Выявление методом опроса проблем учащихся в плане профориентации |
С октября |
Психолог |
4 |
Классные часы (согласно возрастным особенностям) («Есть такая профессия – Родину защищать», «Гордое имя “учитель”» и др.) |
В течение года |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
5 |
Индивидуальные и групповые консультации учащихся. |
С октября |
Психолог |
6 |
«Месячники профориентации», конкурсы, конференции, интеллектуальные игры, викторины, беседы, выставки и т.д. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, классные руководители, библиотекарь |
7 |
Предметные недели (по направлениям) |
|
Зам. директора по ВР, учителя- предметники |
8 |
Встречи с представителями различных профессий. |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
9 |
Организация экскурсий и встреч со специалистами
«Центра занятости» |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
10 |
Обеспечение участия 9-классников в днях открытых дверей в учебных заведениях |
|
Зам. директора по ВР |
11 |
Обеспечение участия учащихся в работе районной
ярмарки вакансий учебных заведений |
|
Зам. директора по ВР |
12 |
Диагностика выявления интересов уч-ся. |
С октября |
Психолог |
13 |
Обеспечение участия уч-ся в работе ученических
трудовых бригад, работа на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;
- знакомство со строительными профессиями;
- пришкольный лагерь отдыха, детская площадка;
- лагерь труда |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
15 |
Изучение читательских интересов школьников, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение. |
В течение года |
Школьный библиотекарь |
16 |
Конкурс сочинений «Моя будущая профессия» – 5-8 кл. «Кем я хочу стать» – 1-4 кл. |
2 полугодие |
Учителя-предметники (учителя начальной школы, учителя русского языка и и литературы) |